Катамаран Вега

Запомните его таким

samus155 мая 2005 г. минуло 40 дней, как ушёл в своё последнее плавание яхтенный капитан Владимир Михайлович САМУСЬ. Его прах дымчатым облачком лёг на волны Днепра и поплыл вместе с ними тем же маршрутом, по которому 40 лет ходил наш Михалыч. 40 лет исполнится этим летом и построенному им катамарану “Вега”, первому крейсерскому катамарану в Украине (кусок грота с номером К-1 тоже ушёл вместе с Капитаном в свой последний поход). Многие годы “Вега” и капитан Самусь были неотъемлемой приметой Днепра (от Киева до Чёрного моря). И хотя со временем катамаран технически устарел, хотя не мог уже на равных тягаться с молодыми, с современной оснасткой, зато в его вахтенном журнале – около 45 тысяч нахоженных морских миль. Зато каждую навигацию его паруса неизменно сияли на реке, давая старт гонкам и сами участвуя в них.

samus09Владимир Михайлович прожил нелёгкую но замечательную жизнь. 13-летний “ястребок” из Чернигова с учебной винтовкой на плече, с готовностью пошёл защищать свою землю в 1941-м (потому и День Победы для него был самым святым праздником). Наравне со взрослыми работал в совхозе, пахал и сеял. Прошёл все “университеты” голодного военного и послевоенного времени.

А потом был Киев, 1947 г., и первый набор в только созданный авиационный институт. И был аэроклуб, полёты на планере, прыжки с парашютом, а потом – работа в далёком сибирском Киренске и уже там – его первая лодка.

samus10В 1955-м Владимир Михайлович вернулся в родной институт, с которым тесно связал всю свою последующую жизнь. Он был наставником и учителем от Бога, стал доцентом, кандидатом технических наук, основал несколько новых кафедр. Воспитал сотни авиаторов, подготовил 10 аспирантов (не всякий профессор может похвалиться этим). И через десятки лет после выпуска к нему приезжали студенты со всего бывшего Союза с благодарностью и любовью.

Из воспоминаний коллег:samus11
“…Михалыч был совестью нашей кафедры и её душой…”
“…Если возникал какой-то особо сложный вопрос – шли к Михалычу. Как он говорил, так и поступали…”
“…За помощью к нему можно было обратиться в любое время дня и ночи. Знали – он не откажет…”
“…Единственное, чего не терпел, – лжи…”
“…У Михалыча был один недостаток – почти детская наивность. Сам глубоко порядочный, он ожидал, что и другие будут отвечать ему тем же. К сожалению, некоторые этим пользовались… Кто знает, может и это укоротило ему жизнь…”

samus01 Многие годы было так: лишь только сходил на Днепре лёд, студенты тогдашнего КИИГА начинали готовиться в яхтенный поход. На “Вираже” или на “Веге”, но каждый год капитан Самусь шёл в Севастополь, Измаил, Керчь, Болгарию, или просто к Чёрному морю… Каждый год менялись экипажи – и это была прекрасная школа воспитания не обязательно яхтсмена, но – Человека, Мужчины. Как сказал один из ходивших с Михалычем: “Он учил нас жить. Так, чтобы не хотелось плюнуть, глядя на себя в зеркало”.

samus02И яхт-клуб Национального авиационного университета, и яхт-клуб “Стугна” в городе Украинка своим становлением во многом обязаны именно капитану Самусю. Он всегда твёрдо отстаивал принципы яхтинга, организовывал детские яхтенные походы, помогал в строительстве новых судов. Да, он был неудобен многим своей непримиримостью ко лжи, непорядочности, пренебрежению к делам и судьбе яхт-клуба. Зато как раскрывался при встрече с истинными яхсменами, как молодо, азартно блестели его глаза в походе, в гонках. На своём спартанском катамаране он мог сутками не спать, обходиться без горячего и ловить, ловить малейшие дуновения ветра, так и так выставляя паруса. Не приз манил его – завораживала сама гонка, само участие в этом действе наполняло его сердце радостью, и счастьем.

samus13“Бороться надо до конца!” – часто повторял Михалыч. И он боролся. Перед тяжёлой операцией напросился полетать на планере, после – ещё выходил на гонки, мечтал сшить новый стаксель и таки доплыть по Десне до родного Чернигова. Планировал очередные походы на “Швейцарию” (так он называл особо полюбившийся остров на Днепре), в Балыко-Щучинку и Переяслав-Хмельницкий. Жизнелюб, оптимист, лёгкий на подъём и щедрый душой – давайте запомним его именно таким.

…Стоит в эллинге осиротевший катамаран “Вега”. Молчит его историческая рында. На палубе разбросаны инструменты. Кажется, вот сейчас придёт Михалыч и снова примется любовно обстукивать своё детище. Ведь пора уже на воду.
Только эта навигация откроется без “Веги”: в свой последний поход Капитан ушёл один.
Попутного тебе ветра, Михалыч.
И семь футов под килем!

09.05.2005
Валентина ПАРФЕНЮК